Инфляция

Инфляция и ее показатели. Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - это устойчивая тенденция роста общего уровня цен. В данном определении важны следующие слова: 1) устойчивая . Это означает, что инфляция - процесс длительный, некая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен; 2) общего уровня цен. Инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на разные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен - дефлятор ВВП.

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция - устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции , что означает снижение темпа инфляции.

Главным показателем инфляции выступает ее темп (или уровень), который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен (дефлятора ВВП) текущего года (P t ) и общего уровня цен (дефлятора ВВП) предыдущего года (P t - 1) к уровню цен предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп их прироста .

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Так, если критерием выступает темп  (уровень) инфляции, то различают:

а) умеренную инфляцию. Она измеряется процентами в год, и ее уровень составляет до 10 % в год. Темп инфляции на уровне 3-4% в год полагается нормальным явлением для современной экономики, считается стимулом для увеличения выпуска и носит название естественного уровня инфляции;

б) галопирующую инфляцию. Она также измеряется в процентах в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран;

в) высокую инфляцию. Она измеряется в процентах в месяц, может составить 200-300 и более процентов в год (заметим, что при подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента») и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;

г) гиперинфляцию , измеряемую в процентах в неделю и даже в день. Ее уровень составляет 40-50 % в месяц или более 1000 % в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуации в Германии в январе 1922 - декабре 1924 г., когда темпы роста уровня цен составили 1012, и в Венгрии (в августе 1945 - июле 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3,8 ? 1027раз при среднемесячном росте в 198 раз.

Если критерием выделения типов инфляции выступает ее причина  , то различают:

а) инфляцию спроса , причиной которой служит увеличение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.

Основной причиной инфляции большинство экономистов, особенно представители школы монетаризма, считают увеличение денежной массы . Они приходят к этому выводу из анализа уравнения количественной теории денег. Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция есть всегда и повсеместно чисто денежное явление». Именно высокие темпы роста денежной массы (эмиссии денег) с целью финансирования дефицита государственного бюджета, который возникает из-за того, что расходы государства существенно превышают его доходы, служат основной причиной высокой инфляции, наблюдаемой в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В этих странах эмиссия денег является, по сути, единственным возможным способом финансирования бюджетного дефицита, поскольку иные источники финансирования, такие как внутренний и внешний займы, ограничены и даже иногда недоступны.

Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис. 6.2). При этом в краткосрочном периоде (рис. 6.2, а ) инфляция (рост уровня цен от Р 1 до Р 2) сочетается с ростом реального выпуска (от Y 1 до Y 2). В долгосрочном периоде (рис. 6.2, б ) реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне Y *.

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Яндекс.Метрика